Китайские компании расширили свое присутствие на рынках передовых материалов, электромобилей и 16 других ключевых продуктов и услуг, показывает опрос Nikkei. Несмотря на то, что США и другие страны пытаются обеспечить свою экономическую безопасность, принимая протекционистские меры, им трудно уменьшить свою зависимость от китайских цепочек поставок электромобилей и другой продукции.
Проанализировано доли рынков 63 конечных продуктов, услуг, основных деталей и материалов, необходимых для глобальной экономической деятельности. Среди пяти крупнейших лидеров рынка в каждой категории китайские компании в 2022 году увеличили свою долю на рынках электромобилей, аккумуляторных материалов, жидкокристаллических дисплеев и 15 других ключевых продуктов и услуг по сравнению с предыдущим годом.
Китайские компании также захватили более 30% акций на 13 из этих рынков.
Присутствие китайских компаний особенно заметно на рынке электромобилей и смежных рынках. Хотя в 2022 году у Tesla была самая большая доля рынка электромобилей — 18,9%, три китайских производителя контролировали большую совокупную долю — 27,7%. Доля Tesla в том году была на 3,4 процентных пункта уже, чем в 2021 году. Между тем BYD заняла вторую по величине долю — 11,5% по сравнению с 6,9%.
Четыре из пяти крупнейших производителей изоляторов для литий-ионных аккумуляторов, используемых в электромобилях и другой продукции, являются китайскими компаниями, совокупная доля которых составляет 63%. Sinoma Science & Technology, не входившая в пятерку лидеров в 2021 году, заняла второе место с долей 11%.
На рынке литий-ионных аккумуляторов для электромобилей BYD увеличила свою долю до 14,4% с 7,7%. BYD и другие китайские производители вместе получили долю более 60%.
В поставках электромобилей доминируют китайские компании, начиная с процесса добычи и переработки. BYD 28 августа сообщила о чистой прибыли в размере 10,9 млрд юаней (1,5 млрд долларов США) за период с января по июнь, что в три раза больше, чем годом ранее. В июле компания объявила о решении построить завод по производству электромобилей и другой продукции в Бразилии.
Gotion, четвертый по величине производитель аккумуляторов в Китае, планирует открыть завод в Германии позднее в этом году. В этих обстоятельствах снизить зависимость от Китая в сфере электромобилей и сопутствующих товаров становится все труднее.
Поскольку конфронтация между США и Китаем не показывает никаких признаков ослабления, американские компании реагируют разными способами. Apple и другие компании диверсифицируют свои цепочки поставок из Китая в Индию, а Sequoia Capital, ведущая компания венчурного капитала, в июне решила выделить свое китайское подразделение и отдельно управлять американскими и китайскими фондами.
Генеральный директор Tesla Илон Маск посетил Китай в мае и, как сообщается, сообщил высокопоставленному чиновнику китайского правительства, что его производитель электромобилей выступает против «разъединения» США и Китая и будет расширять свой бизнес в Китае.
В полупроводниковом секторе 14 китайских компаний за первые шесть месяцев этого года привлекли более $6,83 млрд посредством первичного публичного размещения акций (IPO).
Тем временем американский производитель микросхем Micron Technology заявил, что потратит 4,3 миллиарда юаней на внедрение высокопроизводительного оборудования для упаковки и контроля на своем заводе в Китае.
Исследование Nikkei также показывает, что американские компании занимают наибольшую долю на рынках по 22 продуктам, больше всего среди всех стран. № 2. Китай лидировал на 16 рынках.
Японские компании контролировали большую часть шести рынков вместо семи. «Чтобы распределить риски, важно диверсифицировать цепочки поставок по регионам», — сказала Кумико Пиветт, старший менеджер PwC Japan.
Основываясь на своем знании вопросов экономической безопасности и геополитических рисков, Пиветт отметила, что лидерство китайских компаний на некоторых рынках в области передовых технологий, связанных с военной мощью и национальной мощью, может упасть, поскольку предпринимаются попытки перенести производственные операции из Китая.