Иммерсивные впечатления от цифрового искусства набирают популярность, но некоторые начинают сомневаться в ценности выставок без настоящих произведений искусства.
«Цифровой ренессанс Китая» — это серия, исследующая новые течения в современном китайском искусстве, созданная в сотрудничестве с East West Bank. В этой статье мы исследуем ценность иммерсивных выставок цифрового искусства.
Чтобы полностью познакомиться с традиционным музеем, могут потребоваться часы или даже дни, переходя от галереи к галерее, от одной картины к другой. Но на Северном берегу Шанхая зрители раскладываются на мягких ковровых покрытиях во время 70-минутного аудиовизуального путешествия, охватывающего сотни классических картин, начиная от произведений эпохи Возрождения и японских гравюр укиё-э и заканчивая шедеврами современных художников.
«Визуальные эффекты весьма впечатляющие. Меня особенно поразил яркий цвет», — сказал Амор, старшеклассник, изучающий искусство в Шанхае.
Амор впервые видит выставку, полностью состоящую из визуальных проекций. Иммерсивные выставки и световые шоу, подобные этому, являются относительно новым явлением в Китае и быстро завоевали популярность в последние годы, особенно после того, как Covid повлиял на способность музеев кредитовать произведения искусства из-за границы. Однако теперь некоторые ставят под сомнение ценность выставки без подлинных произведений.
История и рост популярности
Иммерсивные выставки впервые приобрели популярность в Китае примерно в 2015 году, когда серия экспериментов Ван Гога посетила такие крупные города, как Шанхай и Пекин. Целью выставок было воплотить в жизнь работы художника-постимпрессиониста: благодаря современным технологиям зрители теперь могли видеть мазки, нарисованные на холсте, или золотые поля пшеницы, колышущиеся на ветру.
Поскольку многие из самых известных произведений Ван Гога надежно хранятся в Амстердаме, передвижная мультимедийная выставка предоставила зрителям новый способ познакомиться с творчеством художника.
Фавориты фанатов, такие как подсолнухи, автопортреты и « Звездная ночь» , были увеличены и проецировались на стены галереи. Аудиогид придал выставке дополнительный уровень, знакомя зрителей с историей жизни Ван Гога. Одна выставка, организованная Музеем Ван Гога в Нидерландах, даже тщательно воссоздала спальню художника, предлагая заглянуть в его повседневную жизнь и распорядок дня.
С тех пор на сцене появилось больше игроков, надеющихся вывести международные иммерсивные выставки на многообещающий рынок Китая. Ярким примером является TeamLab, основанная в Японии и известная своим безграничным и футуристическим подходом к искусству. TeamLab начала проводить выставки в городах по всему Китаю, в конечном итоге открыв три постоянные выставки в Пекине, Шанхае и Макао.
Несколько других выставок иммерсивного цифрового искусства следовали формуле выставки Ван Гога, знакомя зрителей с мирами таких известных художников, как Клод Моне и Леонардо да Винчи, посредством цифровой проекции или виртуальной и дополненной реальности.
В 2019 году, осознав, что международные компании доминируют в этой сфере, Шэрон Сюй и партнеры основали Temple of Light, шанхайскую компанию, обслуживающую специально китайскую аудиторию.
«Выставки иммерсивного цифрового искусства по-прежнему являются относительно новой концепцией для потребительского рынка», — сказал Сюй. «Я считаю, что это определенно станет основной тенденцией в будущем».
Где ценность?
Однако теперь, когда первоначальная новизна в сфере иммерсивных выставок начинает стираться, многие начинают сомневаться в привлекательности полностью цифрового шоу без каких-либо аутентичных произведений искусства. Некоторые обратились в социальные сети, чтобы озвучить жалобы на шоу, которые не оправдывают ажиотажа.
Для кураторов передача ценности «художественного опыта» всегда была непростой задачей. «Представление ценности для аудитории с помощью только цифровых проекций произведений искусства может оказаться для нас сложной задачей», — сказал Сюй. «Некоторые зрители могут воспринять это как просто презентацию в PowerPoint».
С годами стандарты оборудования, используемого в иммерсивных шоу, возросли. Высококлассные проекторы, динамики и VR-гарнитуры делают выставку более яркой и захватывающей, особенно для новой аудитории, которую больше всего волнует общее впечатление.
Линда Чжоу, первокурсница Университета герцога Куньшаня, пошла посмотреть иммерсивную выставку Моне, которую порекомендовал ее друг, специализирующийся на искусстве. «На самом деле я мало что знаю о живописи», — говорит Чжоу. «Я был там просто, чтобы окунуться в атмосферу и немного повеселиться».
Особенно ее впечатлили аспекты виртуальной реальности шоу и визуальная проекция истории жизни Моне. За час, проведенный Чжоу в выставочном зале, она узнала о художнике-импрессионисте больше, чем ожидала.
«Я могу просто тихо сидеть на своем месте и слушать повествование от первого лица. Там подробное повествование, рассказывающее историю рождения Моне, его отъезда из родного города и последних лет его жизни», — вспоминает Чжоу.
«После просмотра я могу понять, почему Моне создал именно то, что сделал».
Будучи человеком, который мало что знал о мире искусства, Чжоу предпочла иммерсивный стиль выставки традиционной выставке, поскольку она предлагала больше контекста и объяснений для непосвященных.
Однако ее подруга по-прежнему предпочитает выставки с подлинными картинами, где она может полюбоваться каждым мазком кисти вблизи. Она говорит, что для нее важнее оценить реальный, личный цвет и ощущение произведения искусства.
Сюй считает, что каждый стиль художественной выставки имеет свое место. Вместо того, чтобы заменять традиционные галереи или бороться с ними, иммерсивные шоу предлагают широкой публике новый опыт.
«По сравнению с традиционными выставками я считаю, что цифровые выставки более доступны и имеют более низкий входной барьер, что делает их более инклюзивными для публики», — объясняет она.
Иветт Ван, соучредитель шанхайской художественной галереи Cub_ism_ Artspace , поддержала идею Сюя, отметив, что традиционные художественные выставки и иммерсивные шоу на самом деле — это две совершенно разные области.
«Выставки в галереях в первую очередь служат произведениям искусства, представляя их в лучшем виде. С другой стороны, иммерсивные выставки способствуют большему взаимодействию с аудиторией», — сказала она.
«Если идея надежна, она может открыть новые способы познания искусства. В конечном итоге это зависит от того, насколько хорошо подготовлена выставка». Сюй также подтвердил важность кураторского видения при организации иммерсивной художественной выставки.
«Кто угодно может снять фильм, но в конечном итоге историю рассказывает режиссер. Я считаю, что даже при одном и том же сценарии разные режиссеры могут представить разные интерпретации, даже в одной студии, используя одно и то же оборудование», — сказал Сюй. «Все сводится к творчеству».
Сегодня Храм Света принял более 200 000 посетителей своих постоянных галерей в Шанхае и Шэньчжэне, несмотря на сбои из-за пандемии.
«На самом деле наша цель — популяризировать искусство и побудить больше людей ценить его. Возможно, посмотрев, например, нашу цифровую выставку, посвященную эпохе Возрождения, они с большей охотой пойдут в музей, где есть выставка подлинных произведений искусства», — сказал Сюй.
Споры по поводу коммерциализации
Коммерческий успех некоторых иммерсивных шоу вызвал критику, особенно в связи с идеей о том, что компании наживаются на этой концепции, уклоняясь при этом от расходов, связанных с традиционным искусством.
Иммерсивные шоу в Китае обычно стоят около 100–300 юаней (около 15–45 долларов США), как и традиционные художественные выставки в крупных музеях. «Честно говоря, цена немного завышена», — сказала Амор, хотя выставка «Храм Света» ей понравилась.
Однако Сюй отмечает, что хорошо организованную иммерсивную выставку организовать не дешевле, чем традиционную. Хотя цифровое искусство не требует таких же затрат на доставку, страхование и безопасность, как, например, при показе физической картины Ван Гога, необходимое пространство и оборудование также недешевы.
«На самом деле, на начальных этапах организации цифровых выставок не было существенного преимущества с точки зрения необходимого финансирования», — сказал Сюй.
Однако после того, как выставка запущена, затраты значительно снижаются – Сюй отметил, что как только контент будет создан, выставку можно будет демонстрировать одновременно в разных городах или странах.
Арт-шоу или фотосессия?
Если вы посетите одно из этих иммерсивных шоу, вы сразу заметите количество людей, делающих фотографии. Визуально поразительный характер этих выставок, похоже, находит отклик у влиятельных лиц. Некоторые выставки, в том числе «Храм Света», рекламировали себя как «хорошее место для фотографий».
Среди потока селфи и постов в социальных сетях некоторые задаются вопросом, предназначены ли эти мероприятия для демонстрации искусства или для фотосессии.
«С моей точки зрения, я не думаю, что одна причина прийти на шоу лучше другой», — сказал Сюй. «Будь то просто для того, чтобы оценить искусство или просто для того, чтобы проверить социальные сети – я считаю, что оба типа аудитории могут сосуществовать».
Для организаторов мероприятий посты в социальных сетях — это эффективный и органичный способ привлечь внимание и повысить осведомленность. Сюй и ее команда пытаются найти баланс, поощряя публику распространять информацию и надеясь, что они уйдут с выставки не просто с несколькими красивыми фотографиями.
«Я не хочу, чтобы наша выставка превратилась в очередную фотосессию», — говорит она. «Я надеюсь, что на протяжении всего этого процесса мы сможем внести хотя бы небольшой вклад в общественное художественное образование и сыграть положительную роль».
Амор, ученица средней школы искусств, если ей не мешают делать селфи, она не против, чтобы они были рядом. «Пока реальная ценность шоу остается прежней, для меня не имеет значения, придут ли люди фотографироваться», — сказала она. «Если это поможет большему количеству людей ценить искусство, я бы сказал, что это хорошо».
Будущее
Мы не можем остановить волну перемен, и новые технологии, такие как искусственный интеллект, уже проникают во все отрасли, включая мир искусства. Столкнувшись с быстро меняющимся миром, все больше и больше галерей начинают использовать цифровое искусство.
Ван, 26-летний владелец галереи, считает, что хорошо, когда у зрителей есть больше возможностей для выбора. «Я сама могла бы время от времени посещать иммерсивные шоу, некоторые из них сделаны довольно хорошо», — призналась она. «Лучше не сравнивать их слишком близко с традиционными выставками – они принципиально другие».
Тем временем Сюй с оптимизмом смотрит на будущее иммерсивных выставок своей команды. Хотя большинство иммерсивных выставок до сих пор были посвящены известным западным художникам, китайская компания Temple of Light, базирующаяся в Шанхае, планирует создать больше шоу, основанных на традиционном китайском искусстве и культуре.
Она приводит недавнюю иммерсивную выставку древних фресок Дуньхуана как один из примеров выставки, которая представляет аспекты китайской культуры в новом, основанном на технологиях формате.
«Я надеюсь, что со временем мы сможем провести наши собственные цифровые выставки китайского искусства в других странах мира», — сказал Сюй. «И у мировой аудитории будет возможность увидеть и понять китайскую культуру с другой художественной точки зрения».