В четверг на предстоящей выставке вертолетов Китай представит полностью электрический шестимоторный вертолет, способный переключаться между пилотируемым и беспилотным режимами для выполнения различных задач. В среду один из ведущих разработчиков вертолетов отметил, что новые энергетические и интеллектуальные технологии могут значительно изменить вертолеты и сферы их применения.
Развитие новых энергетических технологий создает огромные проблемы для традиционных вертолетов, а прогресс и применение интеллектуальных технологий окажут значительное влияние на сферы применения вертолетов, заявил в среду в интервью Global Times Дэн Цзинхуэй, главный конструктор Китайского института исследований и разработок вертолетов при Китайской корпорации авиационной промышленности (AVIC), на мероприятии, посвященном дню открытых дверей института в северокитайском городе Тяньцзинь, за день до начала 6-й Тяньцзиньской вертолетной выставки, которая пройдет с четверга по воскресенье.
По словам Дэнга, традиционные вертолеты, характеризующиеся большим расходом топлива, сегодня сталкиваются с новыми концепциями и новыми конфигурациями, поскольку многие новые «вертолеты», или, как их еще называют, самолеты вертикального взлета и посадки (VTOL), уже не полагаются исключительно на роторы для подъема и управления, а используют несколько конфигураций, например, сочетание вертолета и самолета с фиксированным крылом.
С развитием новой энергетики самолеты VTOL с электрическим приводом не следуют традиционной вертолетной концепции, в которой основное внимание уделяется несущему винту, системе привода и двигателю, а используют электродвигатели вместо топливных двигателей и несколько распределенных роторов вместо одного большого ротора, сказал Денг.
Эти революционные изменения снизили технические требования к исследованиям и разработкам, отметил конструктор.
Быстрый прогресс в технологии новых энергетических батарей также будет способствовать развитию электрических VTOL. По словам Денга, некоторые из новых батарей уже достаточны для того, чтобы вертолет класса 2 тонны мог за два часа доставить команду из пяти человек на расстояние 200 км, что означает возможность ежедневных перевозок.
Эти летательные аппараты стоят всего в два раза дешевле обычных вертолетов при тех же характеристиках, так что ценовое преимущество очень существенно, сказал Денг.
Китайский институт вертолетных исследований и разработок AVIC в последние годы также активно продвигает предварительные исследования будущих вертолетных технологий, включая интеллектуальные, беспилотные и «зеленые» технологии. Примером интеллектуальных технологий является их применение для обеспечения безопасности и удобства полетов.
«Сегодня вертолеты сложны и трудны в управлении, но в будущем интеллектуальные технологии избавят пилотов от стресса в полете, позволяя управлять ими более легко и гибко. Кроме того, интеллектуальные технологии, датчики и когнитивные технологии будут помогать пилотам в принятии решений, помогая им выполнять маневры уклонения», — сказал Денг.
На вертолетной выставке AVIC продемонстрирует свои инновационные возможности и достижения в области исследований и разработок полностью электрических самолетов VTOL, самолетов на водородном топливе, а также платформ для моделирования боевых действий и технологии легкой посадки, сообщает Global Times.
Одним из экспонатов выставки станет новый самолет AR-300 — гексароторный самолет, полностью работающий на электричестве благодаря высокоэффективной батарее, электродвигателю и электронной системе управления.
Спроектированный по модульной концепции, AR-300 имеет фюзеляж, полностью выполненный из композитных материалов, и может быстро переключаться между пилотируемым и беспилотным режимами.
В гражданских целях он может использоваться для туризма, городских перевозок и доставки материалов, а в военных — играть уникальную роль в таких задачах, как транспортировка на поле боя, нанесение огневых ударов и разведка.
Другой представленный на выставке мультироторный самолет — M20 — использует в качестве источника энергии водород под высоким давлением и отличается большой продолжительностью полета, низким уровнем шума, высокой маневренностью и простотой в транспортировке, сказал Денг.