Автор и ученый Сюй Цзиньцзян (Xu Jinjiang) знает практически каждый участок дороги Юйюань, соединяющей районы Цзинъань и Чаннин, — одного из самых оживленных районов Шанхая.
Недавно вышедший на пенсию научный сотрудник Шанхайской академии общественных наук опубликовал свою новую книгу «Цивилизация города Шанхая (上海城记)», которая стала его третьей книгой о дороге.
В работе рассматриваются взаимоотношения между развитием городов и людьми, которых оно затрагивает. Сюй считает, что эта дорога олицетворяет собой плавильный котел старого и нового, традиций и современности в Шанхае. Она также служит хорошим примером того, как следует обращаться со старыми зонами в мегаполисе. Издание Shanghai Daily побеседовала с Сюем о его новой книге и ностальгии по своему району.
- Почему Вы выбрали Юйюань Роуд в качестве отправной точки для изучения Шанхая?
В основном потому, что это место, где я когда-то жил. Для меня это как «игрушка», которой я могу наслаждаться не только как пивом и кеглями, но и с академической точки зрения. Скучать не приходится, всегда можно найти что-то новое, даже если ты уже тысячу раз здесь бродил.
Я считаю, что в этой дороге заключена история и рассказы о Шанхае. Можно сказать, что дорога Юйюань — это ключ к изучению города. Достаточно знать одну дорогу, потом переходить к другим, а когда вы изучите 10, 20 или даже 30 дорог в городе, вы начнете понимать, что происходило в море истории.
- Что, на Ваш взгляд, больше всего привлекает в Yuyuan Road?
Мне очень нравится ее сложность. В первой половине прошлого века дорога пересекала иностранные концессии, а это значит, что на ней встречались различные политические и культурные влияния. Конгениальность и конфликты, которые возникали в результате, порождали истории, более захватывающие, чем вымысел.
Это было место, где жили главы различных политических партий, где были чрезвычайно активны шпионы и где время от времени происходили покушения, — место, где жили такие писатели, как Эйлин Чанг, и писали великие произведения.
Вдоль дороги также развивалась типично шанхайская культура уличного движения. Планировка переулков на Юйюань-роуд была совершенно особенной. Большую часть переулка занимали таунхаусы, в которых жили семьи среднего класса, но нередко их пронизывали большие виллы с великолепными садами, в которых жили богатые и влиятельные люди. Разные стили жизни и мышления влияли друг на друга и создавали уникальную уличную культуру, которая так или иначе сохраняется до сих пор.
Наконец, Юйюань Роуд — это не столько коммерческий, сколько общественный район. Здесь есть школы, больницы и другие удобства, позволяющие жителям проводить здесь всю свою жизнь. Истории жизни очень и очень увлекательны.
- Как Вы изучаете район и улицу?
Мой метод сводится к четырем аспектам: культурные реликвии, документы, старшие жители и полевые работы. К реликвиям относятся старые постройки, а иногда и древние деревья. Документы — это письменные и видеоматериалы, которые я собираю в библиотеках, архивах и мемуарах. Пожилые люди до сих пор хранят в памяти живую историю, как правило, датируемую примерно 1949 годом, но не намного раньше, что очень жаль. А полевая работа обычно подразумевает пешие прогулки для обнаружения новых элементов.
Сейчас моя главная проблема заключается в том, что многие документы не доступны широкой публике, например, архитектурные планы некоторых старых домов. Я надеюсь, что когда-нибудь такая информация станет доступной, по крайней мере, для ученых, занимающихся исследованиями.
- Оказывали ли Вам какую-либо помощь местные жители Юйюань Роуд во время Ваших исследований?
Да, жители, как старшего, так и младшего возраста, очень помогли мне. Более того, они создали чат-группу в Интернете, чтобы делиться тем, что они знают о Юйюань-роуд и ее развитии, что очень вдохновляет меня.
Одна из местных жительниц — владелица магазина светильников, и в честь выхода моей новой книги она сделала для меня световую доску с моим именем. Люди — это сокровище улицы Юйюань.
- Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы город продолжал модернизироваться?
Принимая решения по городскому планированию, мы всегда должны ставить на первое место людей и культуру. С одной стороны, необходимо улучшать условия жизни, но с другой стороны, нужно понимать, почему некоторые пожилые люди хватаются за дверные пластины и плачут, когда их переселяют из старых домов.
В результате масштабной реконструкции городов люди теряют дома, в которых прожили большую часть своей жизни. Мы должны бережно относиться к ностальгии, которую они испытывают. Мы должны защищать культуру не только ради нее самой, но и ради ее людей.
- Что Вы думаете о текущих планах реконструкции города? Есть ли место для улучшений?
На мой взгляд, да, еще есть куда развиваться. В начале реновации города некоторые старые районы были снесены и заменены новыми зданиями. Тогда в дело вступили соображения сохранения наследия, и мы стали защищать отдельные здания, даже если их окружение претерпевало радикальные изменения. Сегодня некоторые объекты наследия сохраняются целиком.
Однако мне кажется, что этого недостаточно. Людей переселяют на время ремонта. Дома остались, а жители уехали. Населенные пункты превращаются в живописные места. Вот это мне и не нравится.
Многие люди любят свои старые дома, старых соседей, старые сообщества, и их потребности не менее значимы, чем потребности экскурсантов. Я надеюсь, что в будущем их потребности будут учтены.
- Каковы Ваши дальнейшие исследовательские планы?
«Цивилизация города Шанхая» — это немного теоретическая работа о городском планировании. В своей следующей книге я хочу рассказать о чем-то более доступном для широкой публики. Это может быть своего рода путеводитель по Юйюань-роуд и ее окрестностям, знакомящий с ее пейзажами, садами и постройками. Я также хочу написать книгу об истории возникновения этой дороги как сельского города на воде и превращения ее в достопримечательность Шанхая.