Китайский сектор электромобилей — и в целом производственная отрасль — должен готовиться к «жесткой борьбе» с возможным сдерживанием в области технологий и добычи полезных ископаемых и ресурсов, заявил известный торговый эксперт.
Чжан Яньшэн, главный научный сотрудник Китайского центра международных экономических обменов, высказал свои соображения в связи с тем, что председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в своем последнем выступлении «О положении дел в стране» в среду обрушилась на Китай, в том числе объявив о начале антисубсидиарного расследования в отношении китайских электромобилей.
Он подчеркнул, что так называемые расследования ЕС и пошлины, если они окажутся реальными, являются исключительно протекционистскими действиями и не имеют под собой никаких оснований.
«Это будет похоже на открытые действия по изоляции рынка ЕС от высококачественных и конкурентоспособных по цене китайских электромобилей. Это только подтолкнет Китай к созданию более сильной внутренней производственной индустрии вопреки всему», — сказал он.
Чжан также предсказал, что расследование может стать лишь началом серии мер по сдерживанию со стороны ЕС и США, направленных на то, чтобы нанести ущерб развитию китайских электромобилей.
По его словам, западные страны разрабатывают твердотельные аккумуляторы и другие технологии, чтобы превзойти лидирующие позиции Китая в электронной промышленности, а их влияние на поставки ключевых минеральных ресурсов, таких как литий и кобальт, также может стать для них удобным инструментом.
Однако если ЕС решится на введение дополнительных тарифов на китайские электромобили, то, по мнению эксперта, Китаю не следует сразу же принимать ответные меры, например, вводить дополнительные пошлины на импорт из ЕС.
«Если ЕС действует из соображений протекционизма и эгоизма, это не означает, что мы должны предпринимать аналогичные действия, вводя ответные тарифы», — сказал Чжан.
«Это может привести к новой торговой войне, нарушить порядок на мировом рынке и подорвать условия развития китайских предприятий», — сказал он.
По его словам, китайским производителям необходимо не менее 10 лет, чтобы переключить свою конкурентоспособность с ценовых преимуществ на лидерство в технологиях и выработке стандартов. Такая трансформация особенно важна в связи с изменением торговой политики США и ЕС в отношении Китая, которая предусматривает конкуренцию и подавление китайской обрабатывающей промышленности в области технологий и стандартов, добавил он.
«Подобно тому, как это произошло с фотоэлектрической промышленностью, в условиях такого внешнего протекционистского давления китайская EV-индустрия, скорее всего, окрепнет и будет процветать за счет продукции, обладающей более высокой конкурентоспособностью и незаменимостью», — добавил Чжан.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, Европа и Юго-Восточная Азия являются двумя основными направлениями растущего экспорта китайских NEV-производителей.
По данным ассоциации, с января по август за рубеж из Китая было отправлено 727 тыс. электромобилей, что на 110% больше, чем в прошлом году.
Из них чистых электромобилей — 665 тыс. единиц, а подключаемых гибридов — 62 тыс. единиц, говорится в сообщении ассоциации.
По данным CAAM, за первые восемь месяцев экспорт автомобилей из Китая составил 2,94 млн. единиц, увеличившись на 61,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.